812 930-59-62
пн-вс 9:30 – 22:00
Выбор лодки ПВХ с жестким транцем

 

В настоящее время на рынке присутствует большое разнообразие лодок из ПВХ с жестким транцем. Потребителю предлагаются лодки различных размеров (от 2.5 до 6 метров), соответственно в большом диапазоне грузоподъемности (от 150 кг до 2 т) и пассажировместимостью от 1 до 16 человек.

На лодках допустимо использование мощных подвесных моторов (вплоть до100 л.с.), что позволяет уверенно передвигаться по водоему в глиссирующем режиме со скоростью порядка 40 км/ч, а в случае надувных катамаранов - 50 км/ч и выше.

Разработано и продается большое количество приспособлений для тюнинга: рулевые консоли, купальные трапы, дуги для крепления удилищ, носовые, стояночные, транспортировочные тенты, якорные рымы, складные яхтенные кресла со спинкой, транцевые колеса и др.

Высокая скорость судна позволяет быстро достигать удаленные места лова рыбы, использовать лодки для скоростных прогулок, туризма и водных развлечений, как посылочные и яхтенные шлюпки.
Классификация лодок ПВХ с жестким транцем

Размеры и конструкция лодок ПВХ довольно разнообразны. Различные варианты исполнения, так или иначе, сказываются на их эксплуатационных качествах.

Наиболее значимые конструктивные характеристики лодок ПВХ, существенно влияющие на потребительские свойства, следующие:

- длина корпуса
- исполнение палубы кокпита
с жесткой палубой (фанера, алюминий)
с условно жесткой палубой (с надувным дном высокого давления)
с мягкой палубой (с надувным дном низкого давления)
- исполнение подводной части
плоское днище
натяжное днище с подпалубным кильсоном
надувное днище с "килеватыми" обводами
санные обводы (надувной катамаран без жесткого каркаса)

Такие конструктивные различия существенно влияют на способы использования, хранения, трудоемкость сборки и доставки до водоема, вес и мореходные качества.

Чтобы соотнести технические параметры и эксплуатационные характеристики надувных судов, попробуем также классифицировать их по вариантам использования, среди которых наиболее значимыми нам представляются:

- условия хранения и способы доставки до воды (мобильность комплекта)
- легкость сборки / разборки судна
- требования к мощности мотора для выхода на режим глиссирования
- комфорт экипажа при ходе по волне

Далее попробуем рассмотреть подробнее перечисленные пункты классификации.

Мобильность комплекта
Определяющим условием выбора лодки ПВХ с жестким транцем является, безусловно, условия хранения и способы доставки до воды.

Возможны следующие основные варианты:
- хранение и транспортировка к водоему в сложенном состоянии
- хранение и транспортировка на адаптированном бытовом прицепе
- хранение и транспортировка на лодочном трейлере
- хранение на воде

Лодки ПВХ, используемые в соответствие с первым пунктом, будем называть мобильным комплектом.

Рассмотрим некоторые принципиальные требования к лодкам в зависимости от перечисленных выше вариантов.
Мобильный комплект. Хранение и транспортировка к водоему в сложенном состоянии
Неоспоримые плюсы мобильного комплекта – возможность хранить лодку дома и использовать ее практически на любом водоеме, куда можно подъехать на автомобиле. Данный вариант накладывает серьезные ограничения по весу комплекта лодки с мотором. В зависимости от вместимости автомобиля, используемого для перевозки комплекта, под ограничение могут попасть и габариты сумок для лодки.

Если судовладелец планирует использовать комплект в одиночку, с большой долей вероятности максимальная длина лодки будет 3.3-3.6 метров. Для достижения скоростей режима глиссирования (от 25 до 40 км/ч), оптимальными по весу и мощности моторы для такого комплекта являются двухтактные Меркурий или Ямаха 15 л.с., либо Тохатсу 9.8 л.с. Если задача высокой скорости передвижения не стоит, можно использовать легкие и маломощные моторы. С мотором 2.5 л.с. лодка ПВХ с жестким транцем будет идти со скоростью 8-10 км/ч.

Для спуска на воду и извлечения лодки из воды следует использовать транцевые колеса. С их помощью можно преодолевать приличные расстояния в десятки метров от места сборки до места спуска на воду.

Чтобы снизить физическую нагрузку, можно приобрести лодку меньшего размера, использовать моторы малой мощности, а так же использовать лодки с надувным дном низкого давления, либо пайольным надувным вкладышем высокого давления. В этом случае вес комплекта снизится на вес фанеры или алюминиевых пайолов. Для лодки 3.6 м вес жестких пайолов может составлять порядка 25 кг, плюс к этому, не потребуется весьма трудоемкая стадия монтажа днища лодки при сборке.

Учитывая ограниченное количество подъездов к водоемам в условиях современной действительности, в пользу выбора мобильного комплекта будущий судовладелец может рассматривать вариант, когда можно подъехать на автомобиле к доступному месту водоема, затем, под мотором, достаточно быстро дойти до заветной точки лова рыбы, либо «заповедного» места, пока еще не тронутого обилием отдыхающих и бытового мусора.

Однако, если лодка будет использоваться на водоемах, размер которых будет достаточен для формирования ветровой волны, данный концепт выбора может не оправдаться.  Дело в том, что лодки ПВХ, особенно небольших размеров, весьма чувствительны к волновому режиму водоема. Даже на небольшой ветровой волне 20 см курсом «носом к ветру» будет ощущаться сильная тряска, что однозначно потребует снижения скорости вплоть до перехода в водоизмещающий режим. В этом случае быстро достичь пункта назначения однозначно не получится.

Справедливости ради: суровая правда о мобильности
Теоретически любую лодку ПВХ можно сдуть и свернуть более или менее компактно, одному или с посторонней помощью погрузить и выгрузить из автомобиля, привести на берегу в рабочее состояние. Но практически никто не занимается регулярно сборкой/разборкой тяжелых комплектов.

Физические возможности судовладельцев, безусловно, различны. Однако, в большинстве случаев, для одного человека возможность регулярной сборки-разборки заканчивается на лодках 3.3-3.6 м. Данный выбор подкрепляется также весом подвесного мотора, который мог бы выводить данные лодки на глиссирующий режим. Так, лодки с жесткими пайолами 3.3 м в сборе весят порядка 57-60 кг, 3.6 м – 65 кг. Приемлемые моторы – двухтактные Меркурий 15 л.с. или Ямаха 15 л.с. Вес этих моторов составляет порядка 35 кг. При небольшой загрузке лодок можно также использовать мотор Тохатсу 9.8 л.с весом 27 кг.

С моторами 15 л.с. приемлемый скоростной режим будут иметь и лодки 3.8 м, но это дополнительно 6 кг к весу комплекта. Больший размер судна требует более мощных, и соответственно, тяжелых моторов.Пайольные лодки в разобранном виде пакуются в две сумки: в одну пайолы, в другую – все остальное. Распределение сумок по весу обычно составляет 40 на 60 соответственно. Для удобства спуска собранного комплекта на воду к транцу можно подмонтировать транцевые колеса.

Но это все лишь сухая арифметика и перечисление фактов. Практика же использования данных лодок свидетельствует о том, что не надо недооценивать психологические факторы, связанные с утомительной суетой по погрузке комплекта в автомобиль и приведению лодки в рабочее состояние. Причем первоначально эти действия выполняются на волне эйфории от предстоящего развлечения на воде. Сборка же комплекта после отдыха или рыбалки является еще более изнурительной процедурой. На форумах, посвященных вопросам использования лодок ПВХ, можно найти множество ярких впечатлений, связанных с недооценкой обременительной суеты, которая со временем может свернуть на нет благие начинания.

Усугубим ситуацию. Выше упоминалось, что для удобства обращения со снаряженным комплектом можно использовать транцевые колеса. Действительно, в одиночку достаточно легко спустить лодку на колесах на воду. Причем с установленным мотором. Однако, никто из дилеров или продавцов не предупреждает, что обратное извлечение лодки из воды может быть на порядок более трудоемким, так как придется преодолевать береговой подъем, бороться с увязанием колес в рыхлом речном или озерном грунте. Очень часто судовладелец будет вынужден предварительно облегчать комплект, извлекая на берег груз и мотор, демонтировать который с лодки на воде значительно труднее, чем на берегу.

Не следует расценивать данный материал как попытку отговорить от покупки мобильного комплекта. Но в процессе выбора его настоятельно рекомендуется принять к сведению.

Понятно желание взять комплект большего размера. Как говорится, на воде больших лодок не бывает. На первый взгляд незначительное увеличение веса комплекта на 6 кг несущественно по сравнению с выигрышем по обитаемости лодки за счет увеличения длины кокпита на 20 см. Однако, как гласит народная мудрость, "к пуду и фунт тяжёл". Судя по отзывам владельцев, дополнительные трудозатраты могут серьезно усилить негативное отношение к большому количеству телодвижений, не имеющих прямого отношения к отдыху, развлечениям и рыбалке вплоть до отказа от использования мобильного комплекта.

При выборе лодки рекомендуется скурпулезно и не предвзято смоделировать погрузку-разгрузку, принимая во внимание такие нюансы, как, например, этаж, наличие лифта, количество преодолеваемых холлов по пути от квартиры на улицу, снятие и затаскивание на антресоль, количество ступенек, расстояние от подъезда до места парковки машины.

Моделирование погрузочных манипуляций с использованием схожих по весу и габаритам «муляжей» позволит более реально прислушаться к своим ощущениям, связанным с физической нагрузкой и психологическим дискомфортом. Следует, по возможности, познакомиться с местами спуска лодки на воду, оценить наличие береговых склонов и уступов у уреза воды, характер донного грунта. Следует отметить, что уступы при извлечении лодки из воды на транцевых колесах в одиночку можно не преодолеть. Только волоком. Однако описанные проблемы могут оказаться малозначимыми, если продолжительность отдыха не ограничивается одним днем, либо если члены экипажа окажут судовладельцу существенную помощь по погрузке, разгрузке, сборке и разборке комплекта.

Существенно облегчает физическую нагрузку использование тележек, на которых за несколько раз можно перевезти на приличное расстояние лодочные сумки и мотор, и даже преодолевать ступени и рыхлый грунт.
Рекомендации по выбору лодки ПВХ и мотора для мобильного комплекта

В заключение рассмотрения темы мобильного комплекта можно в качестве итога дать следующие рекомендации.

Будем рассматривать комбинации судна и подвесного мотора, обеспечивающие движение в режиме глиссирования. Будем также считать, что владелец судна не обладает выдающимися физическими данными по подъему тяжестей.

В первую очередь, отталкиваться следует от веса составных частей комплекта, приемлемого для обращения судовладельцем или, если планируется привлекать помощь, экипажем в целом. При этом необходимо учесть, что помощь эффективна, если речь идет о подъеме и перемещении судна в рабочем состоянии. При работе по установке или демонтажу подвесного мотора с весом, превышающим возможности одного человека, либо при погрузке тяжелых частей комплекта в автомобиль, помощь может оказаться малопродуктивной. Сказываются неудобство удержания тяжелых частей и нехватка согласованности действий в относительно стесненных условиях зоны погрузки либо места фиксации мотора. Моторы из-за своей формы чрезвычайно неудобно перемещать вдвоем. Втроем, без определенной «спецподготовки», манипулировать тяжелыми моторами практически нереально. Максимальный неделимый вес в комплекте 45 кг. При наличии хороших физических данных вес неделимой части комплекта может составлять 45 кг. В этом случае, если ориентироваться на максимальную вместимость судна и скорость, можно приобретать лодку 3.8 м с двигателем до 20 л.с. С таким лимитом по весу доступны лодки практически всех конструктивных вариантов. Помимо самого распространенного на рынке случая лодок ПВХ с жесткой разборной палубой, можно остановить выбор на лодках с надувным дном низкого давления или надувном катамаране.

Катамаранная конструкция гарантированно обеспечит более мягкий ход по волне. Если судно будет использоваться на больших водоемах для перемещений на значительные расстояния, это может быть оптимальным решением, так как ход по волне на лодках пайольной конструкции может вызывать серьезный дискомфорт экипажа из-за неизбежной тряски. В этом случае доступным будет лишь водоизмещающий режим и, следовательно, не приемлемо большое время достижения конечной точки.

Для водоизмещающего режима, если не принято необходимых мер по размещению груза и пассажиров, характерен кормовой дифферент. Нос лодки может существенно приподниматься. При отсутствии поддержки спины членам экипажа, находящимся на банках, приходится принимать компенсационную позу с некоторым наклоном вперед корпуса тела. Длительное нахождение в таком положении вызывает серьезную усталость спины.

Промежуточным вариантом по комфорту хода по волне можно считать лодки с надувным дном низкого давления с выпуклой подводной частью, которая придает днищу подобие килеватых обводов. При движении в режиме глиссирования баллоны таких лодок практически не касаются воды, аналогично лодкам типа RIB, уменьшая площадь контакта с волной.

Однако подчеркнем, что дискомфортная ветровая волна характерна только для больших водоемов. Для средних и небольших рек нюансами негативного воздействия ветровой волны можно пренебречь.

Выбор двигателей, попадающих в данную «весовую категорию», не велик. Тем не менее, следует указать на две модели, имеющие прекрасную репутацию. Это двухтактный Tohatsu M18 мощностью 18 л.с. и весом 41 кг, а также четырехтактный двигатель Honda BF20 в румпельном исполнении и ручной системой запуска, мощностью 20 л.с. и весом 46 кг. Сравнительно недавно ряд четырехтактных моторов с указанными характеристиками пополнился моделью 2012 года Suzuki DF20A с инжекторной системой впрыска и весом 44 кг. Мощность мотора составляет 20 л.с. Следует отметить, что это самый лёгкий четырёхтактный лодочный мотор подобной мощности в мире.

Выбор моделей лодок ПВХ с жестким днищем длиной 3.8 м более разнообразен. Приведем для примера веса комплектов некоторых известных брендов:

«Касатка-385» - 73 кг
«Антей-380» - 79 кг
«KMD-380» - 75 кг
«Кайман N-380» - 75 кг

Комплекты таких лодок пакуются в две сумки для переноски: в одной ПВХ-оболочка, в другой - комплект пайол. Вес ПВХ-оболочки будет составлять порядка 35 кг.

На сегодняшний день из лодок с надувным дном низкого давления (НДНД) таких размерений, обеспечивающих более мягкий ход по волне в глиссирующем режиме, можно выделить лишь несколько моделей: надувной катамаран «Ротан 380К» и, в качестве лодок с «килеватой» подводной частью, «Compas 380», его чуть более широкий собрат, «Compas 380s», «Солар 380», «Флагман 380» и «Флагман 380L».

Вес полного комплекта этих лодок, включая весла, насос, две банки и рем. комплект, превышает 45 кг. Однако вес непосредственно лодок, как самой тяжелой неделимой части комплекта, составляет не более 45 кг.
Согласно данным с сайтов производителей, надувной катамаран «Ротан 380К» весит 45 кг, «Compas 380» весит 42 кг при полном весе комплекта 54 кг. «Солар 380» имеет вес 45 кг при весе комплекта 53 кг. Соответствующие показатели веса у лодки «Флагман 380» 42 кг и 51 кг соответственно. Облегченная версия лодки «Флагман» - модель «Флагман 380L», весит всего 36 кг при весе комплекта 46 кг.

Следует отметить, что приемлемую скорость лодок длиной до 3.8 м можно получить при использовании моторов 15 л.с. Минимальный вес двухтактных моторов такой мощности составляет 34 кг для Mercury 15M и 36 кг для Yamaha 15FM.

При выборе тяжелого мобильного комплекта следует принять в расчет потенциальные трудности, связанные с извлечением лодки из воды.

Как мы отмечали выше, использование транцевых колес в случае крутого берегового подъема или вязкого прибрежного грунта может оказаться бесполезным. Для одного человека задача может оказаться не выполнимой. Маловероятной также представляется возможность предварительного облегчения комплекта за счет демонтажа тяжелого подвесного мотора.

Поэтому до покупки лодки ПВХ с мотором следует хорошо представлять себе место спуска судна на воду и предварительно продумать технологию извлечения лодки на берег.
Максимальный неделимый вес в комплекте 35 кг

Комплекты с неделимым весом порядка 35 кг популярны у судовладельцев и пользуются стабильным спросом на рынке. Человеку со средними физическими способностями и отсутствием проблем со здоровьем, чувствительным к манипулированию тяжестями, вполне по силам управиться с таким весом.

Комплекты представляют собой лодку пайольной конструкции длиной 3.6 м c двухтактным подвесным мотором Mercury 15M или Yamaha 15FMHS.

Вес лодки в сборе составляет порядка 65 кг. Спустить такой вес на воду в одиночку можно только волоком, рискуя повредить корпус судна. Для спуска удобно пользоваться транцевыми колесами. С их помощью можно спустить весь комплект с установленным мотором. Как уже отмечалось, против уклона, например, при извлечении лодки из воды, перемещение лодки с мотором на колесах весьма затруднительно.

Для перемещения составных частей комплекта в нерабочем состоянии весьма полезным представляется использование грузовых тележек. Таким способом можно переместить комплект по частям на значительное расстояние, например, от места парковки автомобиля до места сборки судна в непосредственной близости от водоема. Надувные колеса тележки шириной 8 см и диаметром 25 см позволят легко преодолевать песок и рыхлый грунт. Высота тележек, как правило, составляет 130 см. Таким образом, есть возможность расположить ее в кузове универсала, либо поставить «в ноги» пассажирского места практически любого легкового автомобиля.

Возможности комплекта – стабильный глиссирующий режим с 3 членами экипажа средней комплекции на борту плюс рабочий запас топлива, якоря и предметы снабжения судна, и незначительное количество груза.

Предельная скорость – порядка 39 км/ч. Минимальная скорость глиссирования – порядка 20-22 км/ч, в зависимости от веса судна.

Размер кокпита лодки 3.6 м не велик и составляет в длину 2.3 м. Ширина кокпита, в зависимости от конструкции, может составлять от 70 до 80 см в самой широкой части, т.е. в корме. К носу ширина кокпита уменьшается. У лодок с “остроносой” конструкцией носовая часть палубы сходится в вершине треугольника, сокращая и без того незначительное обитаемое пространство. Некоторые модели лодок, напротив, имеют “широкий” нос. Палуба в носу при этом имеет вид трапеции, а форма кокпита условно приближается к прямоугольнику. Этот, пусть и незначительный, выигрыш по обитаемости представляется весьма полезным, давая возможность разместить в носу объемный груз.

Однако, следует принять во внимание, что ход по волне остроносых лодок несколько мягче. При наличии ветровой встречной волны лодки с более широким носом подвержены более сильному забрызгиванию при встрече носового баллона судна с набегающим гребнем.

В условиях ветрового волнения движение в глиссирующем режиме лодок ПВХ иногда бывает предельно дискомфортным из-за тряски. В этом случае единственно возможным является водоизмещающий режим.

Расстояние между гребнями волн высотой 30 см составляет чуть более половины длины судна. При сходе с волны на скорости водоизмещения лодка приобретает носовой дифферент (нос опускается вниз относительно ватерлинии), и встречает носом следующую набегающую волну. Поскольку корпус лодки ПВХ практически не погружен в воду, встреча с волной – это всегда шлепок. Лодка с тупым носом шлепает по волне всей плоскостью носового баллона, поднимая значительные брызги. Когда ударяет волну лодка с остроносыми обводами, то основная сила удара направлена по касательной. При этом по законам физики, из-за наличия угла между носовым баллоном и фронтом волны, сила удара меньше, и, соответственно, меньше энергии направлено на брызгообразование. К тому же, образовавшиеся брызги более эффективно отводятся остроносыми скулами в бок от траектории движения.

Как средство защиты от брызг и набегающего воздушного потока положительно себя зарекомендовало использование носового брызгозащитного тента. При подборе тента следует правильно определиться с его высотой. Исходить нужно из того, чтобы шкипер за румпелем мог поверх тента визуально контролировать пространство впереди, и скрытая зона перед лодкой из соображений безопасности должна быть не более 20 метров. При движении в условиях, сложных для навигации, может потребоваться более пристальный визуальный контроль с сокращением размеров слепой зоны.

Комфорт обитаемости внутреннего пространства зависит от целей использования. Если речь идет о ловле рыбы – то это один, максимум два человека. Перевозка пассажиров - три человека из расчета, что шкипер находится на задней банке за румпелем, двое пассажиров размещаются на передней банке. Четвертый пассажир будет вынужден довольствоваться бортовым баллоном в корме либо на носу судна. Наличие пассажира на задней банке создаст серьезные трудности в управлении, так как полноценное отклонение румпеля подвесного мотора станет невозможным.

Не будет лишним напомнить, что при перевозке пассажиров нельзя забывать о безопасности. Падение пассажира за борт на скорости глиссирования может оказаться весьма болезненным.

Как дополнительные средства комфорта можно использовать мягкие накладки на банки. Это также дополнительная амортизация при движении по волне. Для поддержки спины шкипера можно установить на банку мягкое вращающееся кресло с откидной спинкой.
Максимальный неделимый вес в комплекте 27 кг

Наиболее легкое глиссирующее судно ПВХ можно получить с использованием пайольной лодки длиной до 3.3 м и мотора Tohatsu 9.8, вес которого составляет 27 кг.

Запас мощности мотора позволяет выводить на режим глиссирования судно с двумя членами экипажа на борту и некоторым количеством груза.

Несмотря на незначительную мощность мотора, данные комплекты весьма популярны.
Популярность объясняется, во-первых, - незначительным весом. При этом физические усилия при манипуляциях не столь существенны, как при использовании более тяжелых комплектов. Во-вторых – по новым правилам для таких судов не требуется государственная регистрация, хотя для использования необходимо наличие удостоверения на право управления маломерным судном.

Незначительные размеры судна обуславливают некоторые неудобства при использовании комплекта на воде.

В первую очередь это тряска при скорости глиссирования даже на небольшой волне.

Кроме того, лодка такой длины весьма чувствительна к расположению груза вдоль корпуса. При концентрации веса в корме лодка будет достаточно долго выходить на режим глиссирования, испытывая значительный кормовой дифферент. При использовании в одиночку весьма полезным может оказаться удлинитель румпеля. При этом шкипер размещается на передней банке, существенно сместив центр тяжести судна к носу. В этом случае разгон получится плавным, переход из водоизмещения в глиссирование будет происходить на ровном киле.

Платой за быстрый разгон будет большее количество брызг, принятых рулевым из-под носового баллона из-за близкого к нему расположения. В свежую погоду можно быстро вымокнуть. Поэтому опытные судовладельцы имеют при себе легкий непромокаемый костюм, который при достижении конечной точки можно быстро снять. Такие костюмы практически ничего не весят, но гарантированно защищают от намокания.

В ветренную погоду на водоеме могут подняться волны. В таком случае сильный кормовой дифферент в водоизмещающем или переходном режиме при размещении шкипера на задней банке может оказаться полезным, так как высоко приподнятый нос лодки будет препятствовать попаданию в кокпит забортной воды. Если же рулевой будет располагаться на передней банке, управляя мотором с помощью удлинителя румпеля, то при движении против ветра лодка будет постоянно «втыкаться» пригруженным носом в набегающую волну, принимая на борт при каждом соударении литры воды. Через некоторое время такого плавания палуба скроется под водой, и вещи будут плавать внутри кокпита. Причем такое явление будет наблюдаться при высоте волны порядка 30 см. Такая волна легко поднимается при свежем ветре на расстоянии от подветренного берега около одного километра.

Серьезным недостатком движения с сильным кормовым дифферентом, помимо низкой скорости, является неудобная поза рулевого со смещением корпуса тела вперед. Продолжительное нахождение в такой позе без поддержки спины становится просто мучительным. Существенно поможет в этом случае использование вращающегося кресла со спинкой, подмонтированного к задней банке. Цена такого кресла зависит от исполнения: литые пластиковые изделия могут стоить в пределах тысячи. Цена мягких кресел с откидывающейся спинкой может быть в пределах 3-5 тысяч рублей. Следует, однако, отметить, что кресла рулевого не входят в комплект поставки лодки ПВХ, и описанное выше усовершенствование придется выполнить либо своими силами, либо обратиться в компанию по тюнингу лодок.
Вариант с хранением и транспортировкой лодки ПВХ на бытовом прицепе

Цель использования прицепа для перевозки и хранения лодок ПВХ – это отсутствие трудоемкой стадии сборки/разборки судна, перетаскивания и разгрузки/погрузки составных частей комплекта.

Некоторые судовладельцы для перевозки и хранения лодок ПВХ используют бортовые прицепы общего назначения. Чтобы исключить опасный истирающий контакт ткани лодки с металлическими деталями прицепы самостоятельно дорабатываются и дополняются деревянными ложементами. Дополнительно устанавливается погрузочная лебедка, если она изначально не входила в комплект поставки.

При правильной комбинации размеров перевозимого судна и габаритов прицепа можно перевозить лодки практически любых размерений. При этом, нет каких либо серьезных ограничений, кроме, пожалуй, правильной балансировки прицепа и возможности выполнения поворота сцепки, если лодка сильно смещена вперед, и нос судна располагается очень близко к «корме» автомобиля. При этом также будет затруднен подход к багажнику, открывание задней двери универсала и монтаж/демонтаж прицепного устройства к фаркопу.

Перевозка лодки на бытовом прицепе подчиняется правилам перевозки обычных грузов. Так, например, пункт 23.4 Правил дорожного движения в редакции 2013г. гласит: «Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди – фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета»

В некоторых случаях, если судно значительно длиннее кузова прицепа, судовладельцы удлиняют дышло прицепа. При грамотном исполнении без ущемления прочностных характеристик конструкции для заданной грузоподъемности такой подход может быть оправданным. Однако не следует забывать, что отсутствие регистрации в ДПС внесенных в конструкцию изменений может иметь правовые последствия от штрафа на трассе до компенсации убытков третьей стороне, если прицеп разрушится при движении и причинит ущерб другим участникам движения. Такой случай не покрывается страховкой гражданской ответственности.

Подход с транспортировкой лодки на бытовом прицепе имеет значительный ряд преимуществ:

1) прицеп можно использовать для других целей;
2) лодка легко сгружается с прицепа непосредственно на берег на транцевые колеса, поэтому не нужен оборудованный слип;
3) перевозимое судно расположено на высоте, исключающей касание ногой мотора дорожного полотна. Поэтому мотор можно перевозить на транце лодки в вертикальном положении, соответственно отпадает необходимость в амортизационных кронштейнах;
4) если конструкция дооборудованного прицепа позволит не снимать для перевозки лодки передний и задний борта, то в прицепе под лодкой можно размещать дополнительный груз, освободив полезное пространство внутри автомобиля;
5) перевозить вещи можно также в кокпите лодки, надежно защитив их от дождя и дорожной пыли транспортировочным лодочным тентом.

Недостатки обусловлены необходимостью решения вопроса с хранением прицепа, который решается покупкой гаража, либо арендой места на охраняемой автомобильной стоянке.

Главное условие при использовании варианта с хранением и транспортировкой судна на бытовом прицепе – возможность откинуть прицеп назад для спуска или погрузки лодки. Если прицеп оборудован откидным устройством, как, например, прицепы для перевозки мототехники, то откинуть кузов прицепа можно без демонтажа от автомобиля. В противном случае прицеп придется снять с фаркопа и откинуть его самостоятельно. При наличии уклона местности, снимать прицеп с фаркопа можно только при условии исключения его непроизвольного перемещения. Для этого следует использовать противооткаты.
Следует отметить, что откинуть можно только одноосный прицеп.

Погрузка и снятие лодки с откинутого прицепа является простой задачей и легко выполняется силами одного человека.
Для спуска лодки с прицепа транцевые колеса следует привести в рабочее положение. Затем прицеп откидывается, и лодка сама, либо с незначительной помощью судовладельца, легко соскальзывает на грунт, причем, вместе с установленным на транец мотором и грузом, находящимся в кокпите. Скорость спуска можно легко контролировать погрузочной лебедкой.

Необходимо иметь в виду, что после снятия нагрузки откинутый прицеп может резко вернуться в исходное положение. Следует внимательно следить, чтобы дышло прицепа не поранило находящихся рядом с ним людей и не повредило автомобиль. Данное требование не касается прицепов, где конструктивно предусмотрено опрокидывание кузова.

Погрузка лодки является более трудоемкой задачей. Изначально лодка подвозится на транцевых колесах к откинутому прицепу, и нос лодки опускается на ложементы, пригружая прицеп и не давая ему вернуться в исходное положение. Затем трос лебедки закрепляется за носовой буксировочный рым судна, и лодка при помощи лебедки затаскивается на ложементы. В процессе, возможно, придется корректировать позицию судна для правильного размещения на прицепе.

Подъем лодки на прицеп требует определенных усилий, вызывая ощутимую нагрузку на носовой рым. Нужно внимательно оценить риск отрыва клеевых соединений, при помощи которых рым крепится к корпусу.
Для уменьшения нагрузки можно предварительно снять с лодки мотор и удалить лишний груз.
Серьезно облегчает процесс использование роликов, закрепленных на ложементах. Обычно бывает достаточно роликов, закрепленных на заднем торце.
Основная работа по тюнингу прицепа для перевозки лодки ПВХ включает монтаж ложементов.
Ложементы выполняются из дерева либо толстой фанеры. Иногда их закрывают ковролином для предотвращения истирания корпуса лодки. Допустимо использовать хорошо ошкуренные ложементы из дерева хвойных пород без дополнительной обивки. Острые кромки деревянного бруса следует слегка скруглить.

Ложементы можно фиксировать поверх боковых бортов, либо размещать в кузове прицепа кильблок. Высота кильблока должна быть такой, чтобы лодка баллонами не касалась бортов прицепа для исключения истирания. Ложементы кильблока должны находиться в месте примыкания днища к баллонам, т.е. под стрингерами лодки. Транцевая доска должна также опираться на ложементы.

Кильблок можно изготовить самостоятельно, либо приобрести в магазине готовую конструкцию. Готовыми кильблоками торгуют, обычно, в магазинах по продаже лодочных и бытовых прицепов и комплектующих. В ряде случаев бортовые прицепы комплектуются ложементами на заводе производителе.

Не будет лишним напомнить, что при перевозке на прицепе лодка должна быть надежно закреплена грузовыми ремнями. Ногу мотора необходимо поджать резиновым шнуром для предотвращения откидывания от тряски во время движения.

Для защиты от дорожной пыли и осадков необходимо использовать транспортировочный тент и чехол для мотора.